Театр «Глобус»

Новоселье Новосибирский театр юного зрителя отпраздновал осенью 1984 года. Про новое здание в центре Новосибирска писали многие центральные газеты. На тот период в нашей стране было 60 детских театров. Причем 18 из них было построено по специальным проектам. Наш ТЮЗ стал 19-м.

Театр «Глобус»
Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус» Театр «Глобус»

ТЮЗ – театр особого назначения. Он выполняет и художественную, и педагогическую задачи. Значит, репертуар у театра должен быть особый. У ТЮЗа своя тема, которая должна быть близкой как детям, так и их родителям. И дом у театра должен быть особый, свой. Так родилась идея театра «алых парусов», которую, по замыслу автора проекта архитектора А. А. Сабирова, отражает необычное архитектурное решение здания – огромный беломраморный парус 50-метровой высоты.

Нина Никулькова, в то время директор театра, вспоминает: «Много сил и энергии требовалось, чтобы «пробить» саму идею строительства нового здания ТЮЗа в Министерстве культуры СССР, в ЦК КПСС и правительстве СССР. После того как удалось найти поддержку, началось строительство». Первый кирпич в основание нового здания был заложен в 1965 году, а в 1970 году начали строить нулевой цикл.

Театр по нормам должен был располагаться в центральной части города, в зеленой зоне, с удобной транспортной и пешеходной доступностью, но не около напряженных транспортных магистралей.

Комплекс ТЮЗа должен образовать детский центр и иметь участок зеленой зоны не менее 1,2 га, который является летней зоной для отдыха зрителей во время антрактов спектаклей и служит местом для педагогической работы. Здесь должны быть дорожки для прогулок и бега, места тихого отдыха и площадки для подвижных игр. Здесь же должен располагаться открытый театр для детского самодеятельного театрального творчества. Существующее жилое четырехэтажное капитальное здание на участке затрудняет организацию этой будущей рекреационной зоны. Для театра пришлось снести значительную часть старой деревянной застройки. Пробивка будущей Октябрьской магистрали города – главной в системе всей городской планировочной структуры – широко раскрыла пространственные панорамы от местоположения театра на еще не застроенные территории центра города.

Авторы здания ТЮЗа – архитекторы СибЗНИИЭПа А. А. Сабиров, М. Н. Стародубов и инженеры В. И. Рождественский, Г. Родиков – несколько изменили и улучшили традиционную регулярную схему решения однозального театра с симметричной крестообразной структурной высотой сцены с двумя карманами и арьерсценой. Они также применили глубинную портальную и развитую авансцену в стационарном виде, но, выдвинув ее далеко в зрительный зал, предусмотрели при ней собственные «карманы», которые способствуют интенсивному ее использованию. Дополнительные сценические устройства в проемах с обеих сторон портала помогут обогатить сценографические возможности спектаклей. В портальной сцене – два вращающихся диска стандартных для театра диаметров. Вращение их предусмотрено с различными скоростями и направлениями.

Общая объемно-плановая композиция сооружения во многом зависела от его основного формообразующего элемента – сценической коробки. Ей авторы придали необычную форму, отойдя от сложившихся композиций, что усложнило конструктивное решение. Сложным оказалось и покрытие театра (площадью около двух тыс. м2), хотя пролеты его и не превышали 30 метров и не требовали уникального перекрытия (на вантовое покрытие театра получено авторское свидетельство). Эта трехмерная (пространственная) тросовая система образует сложную геометрическую поверхность, так как примыкает к различным по характеру криволинейным и прямолинейным контурам – зрительской и сценической частям здания. Из-за сложности поверхности покрытия нет почти ни одного (от оси симметрии) повторяющегося типоразмера и элемента покрытия, что затрудняло сборку тросподборов и вант, а их перекрытие индивидуально изготовленной железобетонной плитой повлекло задержку во времени возведения здания.

В мае 1977 года начались работы по сборке покрытия. Они шли медленно еще и из-за задержки поставок железобетонных плит. В 1978 году трест «Отделстрой» приступил к облицовке сценической коробки театра мрамором светло-серого цвета Саяно-Шушенского месторождения. Бетонировались консольный опорный контур и парапет длиной в 230 метров. Однако ежегодно Трест № 30 не осваивал средства на строительстве ТЮЗа, и стройка переходила в разряд «долгостроев». Здание театра сдано в эксплуатацию в 1984 году.

Над декоративным оформлением интерьеров театра работали художники-монументалисты В. П. Сокол и Ю. К. Катаев. Интересно решена пространственная композиция интерьеров театра, вестибюля и фойе, в построении которых ясно ощущается их соподчиненность зрительному залу через систему лестниц, прямого примыкания фойе к верхнему контуру зрительского амфитеатра через раздвижную перегородку.

Первый премьерный спектакль в новом здании состоялся 22-го января 1985 года. Зрители увидели бессмертного «Ревизора». А в 1989 году проект здания получил Серебряную медаль ВДНХ СССР. В 1993 году жители Новосибирска и области на конкурсной основе выбрали театру новое имя – «Глобус».

Проект: архитекторы СибЗНИИЭПа А. А. Сабиров, М. Н. Стародубов, инженеры В. И. Рождественский и Г. Родиков.
Здание было построено в 1984 году.
При подготовке публикации были использованы материалы книги С. Н. Баландина «Новосибирск. История градостроительства 1945–1985 гг.».
Благодарим за помощь в подготовке публикации Нину Никулькову, заслуженного работника культуры России, директора театра с 1958 по 1971 гг. и с 1978 по 1987 гг.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Важное