Государственный концертный зал им. А. М. Каца

Государственный концертный зал им. А. М. Каца введен в эксплуатацию и передан строителями академическому симфоническому оркестру Новосибирской филармонии.

Государственный концертный зал им. А. М. Каца
Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца Государственный концертный зал им. А. М. Каца

Этот уникальный для нашего региона культурный объект имеет непростую судьбу. Конкурс эскизных проектов реконструкции  государственного концертного зала был проведен еще в 2005 году. Итоги конкурса по выбору проектной организации для выполнения проекта государственного концертного зала были подведены в декабре 2007 года, победителем было признано ООО «Н-ск Градстрой-2002». В декабре 2007 года был подписан контракт на разработку проектно-сметной документации на сумму 33 000 тыс. руб. Весной 2009 года проект рассмотрен на заседании Совета по градостроительной и коммунальной политике при губернаторе Новосибирской области, в ходе которого критике было подвергнуто художественное решение фасадов здания. Проектные решения фасадов были существенно переработаны генеральной проектной организацией. В результате проведенной работы в конце 2009 года окончательные решения фасадов здания были утверждены губернатором Новосибирской области. Проектная документация была утверждена со сметной стоимостью по состоянию на июнь 2008 г. – 888 930,00 тыс. руб. Проектная вместимость зрительного зала – 1 037 мест, общая площадь – 12 724,9 м2.

Позже проект корректировался  с учетом рекомендации об изменении габаритов зрительного зала для улучшения его акустических характеристик и технологических требований – возможность установки органа. Кроме того изменились конструкция и дизайн фасадов. В результате увеличился строительный объем здания, возросла электрическая мощность объекта от 890 кВт до 1 768,5 кВт. Общая стоимость строительства составила 1 577 883,0 тыс. руб., вместимость зрительного зала –1 087 мест, общая площадь здания – 25 563 м2.

В 2012 году в результате 3-ей корректировки проекта общая стоимость строительства увеличилась до  2 161 457 тыс. руб., в том числе за счет применения уникальных витражей, изменения геометрических параметров рассеивателей и диффузоров, применения паркетной доски в зрительном зале и т. д.

По состоянию на 29 апреля 2013 г. выполнены работы по первому этапу первого пускового комплекса, обеспечивающие полноценное функционирование концертного зала и проведение концертов симфонической музыки. В состав строительства первого пускового комплекса вошли следующие работы: подготовка территории строительства, здание концертного зала со всеми инженерными сетями и отделкой, пристройка к столовой с отделкой, сети электроснабжения (ЛЭП-10кВ, встроенная подстанция), сети связи (оптико-волоконная линия), наружные сети водопровода и канализации, технологическое оборудование эстрады, частичное благоустройство. Стоимость строительства первого пускового комплекса составила 1 803 651,990 тыс. руб. Общая площадь концертного зала составляет 21, 5 тыс. м2, зал рассчитан на 1100 зрителей, в том числе 12 мест предназначены для инвалидов-колясочников, также здание оборудовано лифтами для этой категории граждан.

Открывая торжественную церемонию, прошедшую в новом концертном зале, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко отметил: «Этот объект был непростым так же, как и судьба симфонического оркестра, который создал и долгое время руководил Арнольд Михайлович Кац. На протяжении всего времени своего существования оркестр не имел зала, соответствующего его высокому профессиональному уровню. Сегодня этот новый зал переходит в распоряжение тех, для кого он и строился. Теперь симфонический оркестр имеет постоянную площадку для выступлений. Здесь созданы уникальные условия для работы музыкальных коллективов».

Губернатор также пообещал довести техническое состояние зала до лучшего в России. «Мы еще будем оснащать его техническими, осветительными элементами. Кроме того, за сценой оставлено пространство для монтажа органа. Мы понимаем, что в этом зале орган необходим, здесь предусмотрены все возможности для его размещения. Это сложное сооружение, на изготовление, проектирование и монтаж органа такого класса необходимо от 2,5 до 3,5 лет», – подчеркнул Василий Юрченко.

Профессор НГАСУ (СИБСТРИН) Евгений Загороднов:

«Как правило, настоящий, а не навязанный образ здания возникает за счет синтеза впечатлений от движения перед зданием в разное время суток и в разные сезоны, быстро и неспешно, в одном направлении и в другом, формируясь под воздействием наложения множества картин. И тогда в данной композиции здания концертного зала как целого исчезают детали, тогда как в обыденном, да еще пристрастном восприятии  именно детали запоминаются острее всего и при их недостатке или отсутствии создается обманчивое впечатление мнимой простоты. Надо понимать, что первый шаг архитектурной композиции и, соответственно, последующей первичной оценки ее, заключается не в эмоциональном или эстетическом, а в конструктивном осмыслении ситуации, территории и ее особенностей, во всем  многообразии этих факторов. Необходима немалая работа интеллекта, чтобы «вписать» образ проектируемого здания в существующий непростой «ландшафт». Поэтому настоящий, градостроительно мыслящий архитектор в рукотворном городском «ландшафте» опирается на принцип создания новой композиции «по месту». Таким образом, этот кусок «места», имеющий заданные параметры во всех трех измерениях, реально создает ограничивающие поверхности, а также специфическая, филармоническая функция в качестве одного из главных условий придают вновь образованному объему концертного зала именно такую форму. Действительно, содержание (функция) – главное, что предопределило  форму сооружения, но вовсе не единственное. В пределах определенного типа сооружения (одной функции) имеется весьма большой диапазон вариаций на заданную тему. И как выбрать решение функции, если она по воле разных авторов может принимать самые разнообразные формы. Здесь критерий один. Правильный прием построения формы в очень большой степени определяется ее окружением, градостроительной ситуацией. И в этом смысле авторы блестяще справились со своей задачей. Новое здание Государственного концертного зала что называется «вписалось» в контекст места и никоим образом не испортило существующую исторически качественную среду, кстати говоря, в сравнении со своим предшественником – старым зданием филармонии. Такое впечатление, что оно всегда там находилось. Именно в композиционной целесообразности, критериями  которой являются все те же вечные «польза, прочность и красота» заключены истинные эстетические достоинства реализованного проекта, ибо вовсе не в богатой деталировке или наоборот  в нарочитой простоте, а тем более во «внешней» красивости, подлинная красота. Спокойная уверенность и крепкая, неколебимая композиционная слаженность сделала здание  Государственного концертного зала Новосибирской филармонии настоящим произведением искусства».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.

Важное